Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Александр Казаков

Александр Казаков:
Бесплатные приложения не заменят коммерческую навигацию


О тенденциях на российском рынке навигационных услуг, планах картографической экспансии и преимуществах коммерческой навигации перед бесплатными мобильными приложениями в интервью CNews рассказал Александр Казаков, генеральный директор компании Navitel.

CNews: Каков объем рынка мобильных приложений России по направлению навигационных услуг? Какова динамика спроса в 2013 в сравнении с 2011 и 2012?

Александр Казаков: Объем рынка навигационных мобильных приложений России имеет тенденцию к устойчивому росту. Так, по прогнозам различных аналитических агентств, доходы от геолокационных сервисов в России к 2016 году составят $121,7 млн. А в 2012 году объем российского рынка мобильных навигационных приложений и сервисов, основанных на местоположении, составил $36,8 млн.

Одной из ярких тенденций в индустрии становится всеобщая мобильность: по прогнозам аналитиков, количество пользователей мобильных устройств в России к концу 2013 года составит около 79 млн. При этом 99% покупаемых мобильных устройств имеют навигационный модуль. Еще одним трендом стал спрос на динамический контент — пробки, события, цены и др. Огромной популярностью пользуется интеграция с социальными сетями (Facebook, ВКонтакте, Twitter) и геосоциальными сервисами (Foursquare, AlterGeo). При этом мобильные устройства с каждым годом становятся доступнее — рынок бюджетных моделей планшетов и смартфонов стремительно расширяется.

Спрос на мобильные приложения в России также неуклонно растет. За последние 4 года количество скачиваний программы Navitel как с сайта компании, так и из различных маркетов (АppStore, Google Play) увеличилось более чем в 3 раза. С начала 2013 года мобильная версия «Навител Навигатор» была скачана более 1,7 млн, что на 80% больше, чем за тот же период 2011 года, и на 50% больше, чем в 2012 году.

CNews: Каким путем идет большинство клиентов – приобретение «коробочного устройства» (т.е. отдельный прибор-навигатор с предустановленным ПО) или покупка лицензии на ПО для использования на мобильных устройствах?

Александр Казаков: Сейчас наблюдается активная тенденция не только к приобретению смартфонов и планшетов, но и навигационных устройств. Это связано со снижением их стоимости, увеличением ассортимента и, соответственно, большей доступностью таких устройств. Однако до 2012 года доля пользователей «Навител Навигатор» на навигационных устройствах составляла 60%. Теперь она сократилась до 45% за счет увеличения количества пользователей на смартфонах и планшетах.

CNews: Компания Navitel известна как разработчик мультиплатформенной навигации. Как распределяется количество пользователей «Навител Навигатор» на различных ОС?

Александр Казаков: Приложение «Навител» загружают более 250 тыс. пользователей ежемесячно. Безусловно, среди смартфонов и коммуникаторов лидируют устройства на платформе Android — на них приходится около 3,2 млн активаций за год. Устройства под управлением iOS отстают незначительно — за ними числится около 2,9 млн активаций.

Доли мобильных ОС в Navitel

n1.jpg

Источник: Navitel, 2013


CNews: Каковы преимущества и недостатки пользования ПО «Навител Навигатор» на портативныx автонавигаторах и встроенных устройствах? Какие дополнительные сервисы могут быть предоставлены владельцам смартфонов в силу их функциональных особенностей?


Александр Казаков: К преимуществам использования коробочных устройств и встроенной навигации можно отнести узкую специализацию такого устройства. Такой гаджет работает по своему прямому назначению, прост в использовании и не требует настройки. По сути, он представляет собой законченное программно-аппаратное решение. Навигационная программа в нем уже установлена и настроена, достаточно нажать кнопку, чтобы включить и поехать. К недостаткам можно отнести тот факт, что не очень большое число таких устройств имеет модуль для доступа в интернет, потому пользователь не имеет возможности получать информацию о трафике и другие интерактивные данные.

Пользователи смартфонов и коммуникаторов, хоть и должны самостоятельно устанавливать и настраивать софт на устройстве, имеют возможность пользоваться всеми современными онлайн-сервисами.

CNews: В каком направлении вы видите развитие картографической экспансии Navitel?

Александр Казаков: Наша картографическая экспансия направлена в первую очередь на страны Восточной и Западной Европы, Латинскую Америку, Ближний Восток и Среднюю Азию. Но поддержка и уточнение картографических данных в России и странах СНГ также находится в постоянном фокусе нашего внимания, мы не останавливаем свои работы по этим территориям.

Начав в 2006 году с карты России, сегодня мы можем уверенно сказать, что наши темпы роста увеличиваются в геометрической прогрессии. В прошлом году мы выпустили на рынок карты более 25 государств и не собираемся сбавлять темпы своего развития. Собственный отдел специалистов в области геодезии и картографии с парком специально оборудованных автомобилей занимается выверкой дорожного графа и сбором информации о полезных объектах для создания актуальных и подробных навигационных карт. Около 30 экипажей ежедневно собирают порядка 7 тыс. км треков с видеозаписями. За последние 2 года количество городов и населенных пунктов на наших картах выросло в 5 раз.

CNews: Какой процент ваших заказчиков составляют бизнес-клиенты? Какие продукты они приобретают? Растет ли доля бизнес-заказчиков?

Александр Казаков: Наша компания сотрудничает с ведущими производителями навигационного оборудования, КПК и коммуникаторов, PND, автопроизводителями, а также с крупнейшими розничными сетями. У нас порядка 400 бизнес-партнеров в разных странах мира, их количество растет с расширением нашей картографической экспансии. Как правило, самый популярный комплект поставки – это карты России с различным набором карт Восточной и Западной Европы. То есть производители предпочитают покупать единое решение, которое можно использовать сразу на всех рынках, где представлена их продукция. Кроме этого, навигация «Навител» поставляется в качестве встроенной на автомобилях Lada Priora, Kalina и на ряде моделей Hyundai. В соответствии с пожеланиями наших партнеров мы можем делать глубокую кастомизацию интерфейса программы.

CNews: Какие обновленные функции были реализованы в ПО «Навител Навигатор» в 2012-2013 годах? Каковы планы дальнейшего развития?

Александр Казаков: Мы кардинально изменили интерфейс программы – он стал проще, легче, дружественнее к пользователю. По мнению экспертов, новый «Навител» является примером удобного и современного интерфейса навигационного ПО. Из новых функций можно отметить отображение приоритетных полос движения при маневре, что помогает подготовиться к нему заранее; прогноз погоды в любой точке мира; динамические POI, то есть информацию о различных типах точек интереса на картах страны (стоимость топлива на автомобильных заправках, расписание киносеансов, данные о ресторанах и кафе и др.). Также у нас появился геосоциальный сервис «Навител.Друзья», который позволяет наблюдать за местоположением своих друзей в реальном времени, обмениваться с ними сообщениями или прокладывать маршрут для встречи.

В ближайшее время выйдет совершенно новая трехмерная версия «Навител» с поддержкой OpenGL. В настоящий момент она проходит финальное тестирование и скоро будет доступна всем пользователям. В дальнейших планах у нас реализация функционала построения альтернативных маршрутов по выбору пользователя; расширение геосоциальных сервисов; «карты в аренду» (возможность купить карты на короткий период, например, на время отпуска); голосовой и онлайн-поиск.

CNews: Как отражается на состоянии вашего бизнеса и динамике продаж появление бесплатных мобильных приложений для навигации? Расскажите о ваших конкурентных преимуществах.

Александр Казаков: Бесплатные мобильные приложения для навигации существуют на рынке не один год, но не составляют какой-либо серьезной конкуренции коммерческой навигации. Такие приложения отличаются очень ограниченным функционалом и требуют для корректной работы постоянного подключения к интернету, что редко устраивает большинство пользователей навигации.
Наше главное отличие от конкурентов в том, что мы поставляем на рынок полностью законченное решение: собственная программа + собственная карта. Мы не зависим от стороннего поставщика картографии, что позволяет нам быть гибкими с точки зрения ценообразования и предоставляемых рынку навигационных решений. В связи с выходом на глобальный рынок мы обеспечили полную мультиязычность нашего интерфейса и поддерживаем почти 30 языковых версий программы. На текущий момент мы единственная из российских компаний, которая способна предложить своим бизнес-партнерам и конечным пользователям карты 60 стран мира.


Вернуться на главную страницу обзора