Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Юлия Амириди

Юлия Амириди:
Intersoft Lab продолжает совершенствовать программные продукты и технологию внедрения

О тенденциях в автоматизации финансовых учреждений и популярности BPM-систем в этой отрасли в интервью CNews рассказала Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab.

СNews: Какие основные тенденции определяли развитие рынка банковской автоматизации в 2012 году, с вашей точки зрения? Что предложила банкам Intersoft Lab в ответ на современные вызовы?



Юлия Амириди:
В 2012 году можно выделить два магистральных направления прикладной банковской автоматизации. Одно из них – ИТ-поддержка развития розничного бизнеса. Сюда следует отнести автоматизацию всех процессов обслуживания клиентов, внедрение систем Customer Relationship Management (CRM), а также инструментов клиентской и маркетинговой аналитики, в том числе на основе банковских хранилищ данных. Другой приоритетный курс – бизнес-аналитика (Business Intelligence, BI) и управление эффективностью банковского бизнеса (Business Performance Management, BPM).



Оба вектора развития банковских ИТ одинаково важны для кредитных организаций, но при этом они инициируются разными подразделениями и с различными целями. В первом случае – бизнес-направлениями для поддержки процессов продажи и обслуживания банковских продуктов, во втором – финансовыми департаментами для измерения и анализа прибыльности каналов продаж, продуктов и клиентов. Если приглядеться внимательнее, оказывается, что в обоих случаях необходимо решать одну и ту же задачу оптимизации бизнес-процессов – как для минимизации времени обслуживания клиентов, так и для максимизации прибыльности. Однако исторически сложившееся разъединение задачи на 2 части между заказчиками внутри банка многим не позволяет пока увидеть общность подходов к ее реализации.



Вместе с тем для исполнения перечисленных запросов нужна единая технологическая платформа – Business Process Management. Она позволяет банкам предоставлять данные о времени выполнения элементарных бизнес-операций для оптимизации скорости исполнения сервисных процедур во фронт-офисе банка, и для моделирования себестоимости ключевых бизнес-процессов, а также их доходности в финансовых службах. В конечном счете это станет основой для оптимизации бизнес-процессов банка и поможет максимизировать эффект от решения ключевых задач банковской автоматизации. В 2012 году компания Intersoft Lab впервые предложила банкам такой подход и назвала его «BPM в квадрате», отталкиваясь от омонимии аббревиатур Business Process Management и Business Performance Management.



С
News: Если говорить о технологиях Business Performance Management «в мировом масштабе», какие направления BPM-автоматизации оказались в прошедшем году самыми популярными?



Юлия Амириди:
По оценкам аналитической компании IDC, исследовавшей этот вопрос в финансовых институтах во всем мире, наиболее приоритетными прикладными ВРМ-задачами стали (перечисляю в порядке убывания значимости): управление прибыльностью; планирование, бюджетирование и прогнозирование; подготовка финансовой и управленческой отчетности.



С
News: Коррелируют ли мировые BPM-тренды с приоритетными задачами отечественного рынка, в частности в банковском секторе?



Юлия Амириди:
Выводы, к которым пришли специалисты маркетинговой службы Intersoft Lab, опираясь на результаты регулярного мониторинга ВРМ-проектов в российских банках, свидетельствуют, что состав наиболее востребованных прикладных задач банковской ВРМ-автоматизации в нашей стране такой же, как и во всем мире. А вот в приоритетах решения этих задач имеются отличия: у российских пользователей подготовка финансовой и управленческой отчетности занимает первое место, поменявшись позициями с управлением прибыльностью.



На мой взгляд, причина кроется в ключевой задаче управления прибыльностью – функционально-стоимостном анализе (ФСА). Несмотря на высокую востребованность, спрос на эту функциональность в российских банках, в отличие от зарубежных финансовых институтов, пока очень ограничен. Дело в том, что результаты ФСА – это, по сути, только информация для принятия решений, пусть и очень важных для бизнеса – стратегических, оптимизационных и т. д. А подготовка управленческой отчетности в различных аналитических разрезах – результат вполне материальный, поэтому обосновать потребность в нем существенно проще, чем мотивировать приобретение программного обеспечения для ФСА. Однако время быстрого получения банками сверхприбылей близится к финишу, и тот момент, когда функционально-стоимостной анализ станет жизненно необходим банкам для успешной конкуренции, уже не за горами.



Что же касается совпадения более глобальных трендов, то спрос на специализированные банковские модели и приложения для ВРМ, которые предлагают участникам рынка локальные нишевые компании, продолжает свой рост. Как показывают мировая практика и отечественный опыт, отраслевые решения более успешны во внедрении, чем универсальные, имеющие более широкое применение. В частности, в нашей стране позиции российских разработчиков ВРМ для банков значительно сильнее позиций их западных коллег: по общему количеству заключенных контрактов доля наших соотечественников достигает 70,2 %.



С
News: Начиная с 2012 года, компания Intersoft Lab позиционирует себя не только как разработчик BPM-систем, но и как компания, предоставляющая услуги консалтинга в области управления эффективностью бизнеса (BPM-консалтинга). Насколько востребован этот сервис?



Юлия Амириди:
ВРМ-консалтинг – обобщенное понятие, объединяющее консультационные услуги в области разработки методик управления эффективностью и подготовки банка к внедрению автоматизированной ВРМ-системы. В нашей практике методический консалтинг наиболее востребован для разработки методик ведения управленческого учета, трансфертного управления ресурсами и аллокаций. Что же касается предпроектной подготовки, то это – тиражная услуга в сервисном пакете Intersoft Lab, которая в обязательном порядке выполняется в любом ВРМ-проекте.



Услугами ВРМ-консалтинга уже воспользовались в банке «Санкт-Петербург», Новикомбанке, казахстанском «Банке ЦентрКредит», «Всероссийском банке развития регионов», «Русском Международном Банке» и в ряде других кредитных учреждений в России и странах СНГ.



С
News: Помогает ли BPM-консалтинг повысить результативность ВРМ-автоматизации или это способ диверсифицировать портфель услуг вашей компании?



Юлия Амириди:
ВРМ-консалтинг родился не на пустом месте. Многолетняя практика показала, что это – необходимое условие успешного внедрения ПО для управления эффективностью. Поэтому отделять ВРМ-консалтинг от автоматизации я бы не стала. Помните классический маркетинговый пример Перри Маршалла о том, что приобретая дрель, вы стремитесь получить не инструмент со сверлом, а отверстие в стене? Так и заказчик ВРМ ставит целью проекта получение необходимых данных в виде понятных отчетов, а не автоматизацию. Поэтому начинать ВРМ-проект следует с фиксации бизнес-требований к управленческим отчетам в конкретных областях: для клиентских подразделений, для финансовых департаментов, для казначейства и т. д. От этой информации бизнес-консультант простраивает требования к полноте модели хранилища данных (что именно следует собрать в хранилище для получения отчетов), механизмам вычисления отчетных показателей (как получить отчеты) и их доставки пользователю (как показать данные в отчетах). Таким образом, ВРМ-консалтинг реализует подход «сверху–вниз» – от запроса заказчиком конкретного результата к требованиям к автоматизации для его получения на основе ВРМ-платформы. Такой подход принципиально отличается от распространенного способа «снизу–вверх», когда сначала строится хранилище данных, а потом определяются задачи для получения отчетности.



Безусловно важно установить правильные приоритеты и расставить верные акценты при использовании подхода «сверху–вниз». Это позволит строить решение итерационно, что поможет банку получить значимый практический результат в обозримые сроки и вместе с тем гарантирует, что стратегическая архитектура системы не будет нарушена. Данные решения обосновываются в рамках ВРМ-консалтинга.



С
News: Недавно компания Intersoft Lab анонсировала выход обновленной ВРМ-платформы «Контур». В чем заключаются основные принципиальные нововведения?



Юлия Амириди:
Мне кажется важным отметить, что выпускается именно расширение функциональности ВРМ-платформы «Контур», прежде всего прикладной для подготовки управленческой и МСФО-отчетности. Это значит, что отраслевая модель данных, архитектура хранилища, инструментарий управления метаданными и т. д. не претерпели существенных изменений и номер версии ПО остается прежним. Обновления инициированы смещением потребительских ожиданий в сторону управления прибыльностью и ведения управленческого учета по принципам МСФО. Кроме того, мы учли корректировки определения рынка ВРМ, выпущенные в 2012 году международной аналитической компанией Gartner.



Традиционно все бизнес-приложения в составе ВРМ-платформы «Контур» были объединены в группы по назначению: «Финансовая консолидация», «Планирование и бюджетирование», «Управление прибыльностью», «Управление рисками», «Отчетность для регуляторов». В обновленной платформе «Контур» есть изменение в классификации – выделен блок приложений «Финансовая и управленческая отчетность». Приложение «Управленческий учет» в составе блока «Финансовая и управленческая отчетность» теперь помимо подготовки управленческой отчетности позволяет выпускать отчетность и вести управленческий учет по МСФО. Это тренд 2013 года, который, безусловно, будет только усиливаться.

Приложение «Финансовое планирование» в составе блока «Планирование и бюджетирование» стало охватывать как планирование бизнес-деятельности, так и планирование хозяйственной деятельности. Приложение «Бюджет хозяйственных расходов» пополнилось модулем «Платежных календарь».



Кроме того, из приложения «Управленческий учет» выделено отдельное приложение – «Аллокации». И «Аллокации», и приложение «Трансфертное управление ресурсами» можно теперь использовать для корректировки не только фактического, но и планового отчета о прибылях и убытках.



В составе блока «Управление прибыльностью» существенно переработано приложение «Функционально-стоимостной анализ». В обновленной версии можно вычислять и моделировать себестоимость бизнес-процессов для оптимизации прибыльности различных «стоимостных объектов» управления: клиентов и клиентских сегментов, продуктов, каналов продаж и пр. Как уже упоминалось, это проактивный шаг в развитии нашего ПО, поскольку мы прогнозируем серьезный профессиональный интерес к инструментам функционально-стоимостного управления со стороны банков.



СNews: А смогут ли конечные пользователи – банковские аналитики, топ-менеджеры – самостоятельно работать с данными хранилища?



Юлия Амириди:
Конечно, смогут. Для выпуска отчетов из хранилища в составе платформы предложен модуль быстрой подготовки отчетности конечными пользователями. В отличие от других BI-продуктов, он оперирует описанием метаданных хранилища «Контур». То есть не требует создания семантического слоя, который переводит описание данных и связей между ними на язык потребителя. Он уже имеется в хранилище «Контур». Это решение для самообслуживания в аналитике для бизнес-персонала банков. Теперь при подготовке новых отчетов у них нет необходимости постоянно обращаться за помощью к техническим специалистам. Двигая мышкой, можно сделать любой отчет. Это тоже мировой тренд – контроль над бизнес-аналитикой должен, наконец, перейти к конечным пользователям. Крупнейшие мировые вендоры слишком перегрузили свои решения функциональностью, приобретая все новые и новые решения локальных поставщиков. В результате стала нивелироваться сама идея легкого в использовании средства репортинга, которое заменили перенасыщенные возможностями BI-платформы. Освободившуюся нишу должны занять доступные для потребителя инструменты.



С
News: Западные аналитики много пишут о возросшей роли интеграции в проектах управления эффективностью. Уделено ли внимание решению этой задачи в обновленном ПО «Контур»?



Юлия Амириди:
Разумеется. Все идет к стандартизации интеграции данных с применением промышленных ETL-инструментов. В докризисный период в российских банках доминировал подход к интеграции с хранилищем данных на основе файлового обмена, и лишь в каждом десятом ВРМ-проекте использовалась интеграционная платформа. Сегодня ситуация обратная. Более того, заказчик готов приобрести «стандартный» модуль интеграции конкретного источника данных с ВРМ-хранилищем, реализованный на базе интеграционной платформы выбранного вендора. За счет этого можно сократить сроки интеграции и сделать интеграционное решение максимально независимым от ИТ-службы банка.



Наша компания движется в этом русле и предлагает вместе с хранилищем данных модули для его интеграции с различными учетными системами. Сейчас они реализованы на платформах двух лидеров в области интеграции – Informatica и Oracle.



С
News: Вы указали на «дорогостоящие бренды». А что бы вы порекомендовали SMB-банкам, ИТ-бюджеты которых, скажем так, несколько скромнее?



Юлия Амириди:
Согласитесь, что ИТ-бюджет в данном случае вопрос вторичный. У банков сегмента SMB в первую очередь меньше масштаб бизнеса, а значит, и объемы данных, подлежащие обработке в целях построения управленческих отчетов. Уровень данных, которые имеют сегодня крупные банки, особенно розничные, в сравнении с банками третьей-четвертой сотни радикально иной, как и степень их разнообразия и детализации. Именно поэтому к настоящему моменту пользователями ВРМ-систем являются немногим более 10 % российских кредитных организаций, причем больше половины банков из них входят в Tоп-100. Им сегодня действительно жизненно необходимы современные технологии интеграции и финансовой консолидации, управления данными, в том числе НСИ, обеспечения качества данных, а также инструментарий для решения прикладных задач управления: классификации данных аналитическими признаками, трансформации, массовых корректировок, автоматизации аллокаций накладных расходов и т. д. В большинстве остальных случаев мощность современного Excel’я и полуавтоматизированный контроль правильности обрабатываемой информации позволяют получать аналогичный результат при существенно меньшей стоимости. Критерий «цена–качество» никто не отменял, зачем же стрелять из пушки по воробьям?



Другое дело, если банк нацелен на стремительную рыночную экспансию и быстрый рост бизнеса. В этом случае вместе с расширением бизнеса должна так же быстро трансформироваться модель финансового управления. Для контроля и регулирования развития бизнес-направлений нужны прозрачные правила оценки прибыльности и мотивации персонала, возможность непрерывно прогнозировать доходность, риски достаточности капитала, ликвидность и пр. Вся необходимая для принятия решений отчетность должна быть достоверной и выдаваться оперативно. Как показывает наш опыт, в таких банках ИТ-стратегия является важной частью бизнес-стратегии роста, и ИТ-бюджеты соответствуют поставленным целям.



С
News: Что вы можете сказать об облачном управлении эффективностью?



Юлия Амириди:
«Облака» остаются модной темой, но на практике это направление применительно к BI и тем более к BPM пока нельзя назвать преуспевающим. По оценкам Gartner, в поступлениях от внедрения инструментов бизнес-аналитики доля облачных решений составляет не более 3 %. И вопрос сегодня даже не в соображениях безопасности – понятно, что технически эту задачу даже с учетом банковской специфики решить можно. Дело в том, что для облачных BI и BPM нет сложившейся инфраструктуры и, главное, сформировавшихся потребительских ожиданий. Мне не известен ни один банк в нашей стране, который перевел бы свое хранилище данных в облачную структуру. И ни один банк, который планирует это сделать. Думаю, что в одночасье смены взглядов у потенциальных потребителей не произойдет. А до тех пор вложения поставщиков в облака будут находиться в режиме ожидания.

СNews: И напоследок – о проектах Intersoft Lab 2013 года. Какие особенности, на ваш взгляд, им присущи?



Юлия Амириди: Важнейшая особенность ВРМ-проектов последних лет – сокращение времени их выполнения. Это необходимо, чтобы соответствовать ожиданиям заказчиков, и, безусловно, является показателем зрелости ПО и качества услуг по внедрению. Поэтому отмечу только несколько последних проектов нашей компании, очень разных по решаемым задачам и показательных по временным характеристикам выполнения работ.



В «Военно-Промышленном Банке» срок проекта внедрения системы планирования и контроля хозяйственных расходов составил 6 месяцев. В «Русском Международном банке» на решение задачи построения хранилища данных, внедрения приложения «Управленческий учет» и подготовки управленческой отчетности с детализацией до клиентов и клиентских менеджеров ушел ровно год. И наконец, над масштабным проектом автоматизации управленческой отчетности и финансовой отчетности по МСФО для «Московской Биржи» специалисты компании работали 2 года. В итоге была обеспечена подготовка данных для приложений Hyperion Planning и Hyperion Financial Management и решена задача интеграции в единой финансовой витрине данных 2-х банков и 11 компаний, входящих в группу «Московская Биржа» после присоединения фондовой биржи PTC.

Достигнутые результаты для нас сегодня не исключение, а норма. Intersoft Lab продолжает совершенствовать программные продукты и технологию внедрения для того, чтобы наши заказчики получали ожидаемые результаты автоматизации как можно раньше, а их бизнес максимально быстрее ощутил те преимущества, которые дает использование Business Performance Management.





Вернуться на главную страницу обзора