Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Александр Кутузов: Преподаватели должны быть нацелены на передачу слушателям своего практического опыта

Александр КутузовТенденции, сложившиеся за последний год на российском рынке бизнес-образования, спрос и предпочтения корпоративного заказчика комментируют в интервью CNews.ru Михаил Потоцкий и Александр Кутузов, управляющие партнеры компании IT Expert.

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, произошли в прошлом году на отечественном рынке бизнес-образования? Какие факторы оказали на него наиболее заметное влияние?

Александр Кутузов: В течение прошедшего года рынок рос достаточно плавно. Увеличился интерес со стороны компаний, которые проводили больше корпоративных курсов. Появился интерес к специализированным курсам второй ступени.

Михаил ПотоцкийМихаил Потоцкий: В дополнение к плавному росту спроса на учебные курсы в Москве и Санкт-Петербурге стала очевидна тенденция роста регионального рынка обучения. Это связано с общим благоприятным развитием экономической ситуации в стране, востребованностью технологий менеджмента.

CNews.ru: Как бы вы оценили динамику спроса на обучение в области ИТ-менеджмента? Какого рода тренинги в рамках этого направления пользовались наибольшим спросом аудитории в прошлом году?

Михаил Потоцкий: Помимо увеличения интереса к общеобразовательным тренингам, которые создают базовую среду понимания предмета, наметилась тенденция углубленного развития специализированных тренингов. Компании теперь заинтересованы еще и в учебных программах класса направляющего консалтинга, где вместе с преподаванием наиболее значимых знаний также передается определенный объем опыта и подходов. Это позволяет компаниям выполнять некоторый фронт работ собственными силами, достигая, таким образом, определенного уровня эффективности использования времени сотрудников и внешних затрат.

CNews.ru: От чего в первую очередь зависит эффективность ИТ-тренинга, на ваш взгляд?

Михаил Потоцкий: По нашему мнению, эффективность тренинга зависит как от материала, так и от опыта тренера, уровня его преподавания. Наши тренинги проводятся преподавателями, занятыми в проектах соответствующих областей, имеющими большую практику.

Александр Кутузов: На рынке появилось огромное количество тренингов по управлению проектами, которые проводят дилетанты — тренеры, не имеющие ни практического опыта, ни реального представления о том, как управлять проектом. Если посмотреть на предлагаемые ими программы, то можно заметить, что, помимо управления проектами, они также читают много курсов по другим тематикам. Например, по маркетингу, бюджетированию, секретарскому делу и т.д. Мы принципиально против подобного подхода и стараемся найти преподавателей-практиков, которые имеют успешный практический опыт управления проектами. В первую очередь, они должны быть нацелены на передачу слушателям своего практического опыта. Думаю, что именно это является основным фактором эффективности наших программ.

Михаил Потоцкий: Если говорить об ИТ Сервис-менеджменте, то мировые знания, накопленные в этой области, представляют в настоящее время не столько методологию, сколько структурированный подход. Поэтому ценность тренингов во многом зависит от профессионализма преподавателя и тех дополнительных знаний, которые он передает слушателям, базируясь на опыте, накопленном в компании.

CNews.ru: Отмечаете ли вы по итогам 2003 года какие-либо изменения в своей аудитории? По-прежнему ли сохраняются лидирующие позиции среднего бизнеса в области обучения персонала? Как изменилась статистика по отраслевому распределению вашей клиентской базы?

Михаил Потоцкий: По итогам 2003 г. можно отметить серьезное увеличение интереса со стороны среднего бизнеса к вопросам ИТ Сервис-менеджмента. Раньше подобные вопросы привлекали внимание либо очень крупных организаций, либо компаний, по определению занимающихся высокотехнологичным бизнесом — например, мобильных телеоператоров. Сейчас, в связи с общей положительной динамикой роста экономики в стране и, особенно, в связи с желанием компаний использовать внутренние резервы, численность представителей среднего класса предприятий среди наших слушателей значительно расширилась. Это говорит о тенденции роста культуры менеджмента в таких компаниях с целью завоевания лидирующих позиций на своем рынке.

Вообще, динамика спроса на курсы повторяет динамику развития рынка. В прошлом году в России значительно вырос сектор розничных продаж. С другой стороны, развиваются банки, промышленные компании. Соответственно, растет число представителей этих организаций на наших тренингах.

Александр Кутузов: Совершенно неожиданным для нас стал интерес к тренингам по управлению проектами со стороны пивоваренных компаний. Практически все известные на сегодняшний день бренды так или иначе принимали участие на наших курсах — как на открытых тренингах, так и в рамках корпоративных семинаров. На наш взгляд, это связано с интенсивным развитием пивного бизнеса и стремлением его представителей повысить конкурентоспособность своей продукции.

Михаил Потоцкий: В свою очередь, к курсам по ИТ Сервис-менеджменту в начале этого года проявляли интерес производители соков и фруктовых напитков, к которым производители пива присоединились позднее. С чем связана эта тенденция — пока остается для нас загадкой.

CNews.ru: Каково сейчас соотношение ваших слушателей из регионов и из Москвы?

Михаил Потоцкий: Распределение слушателей наших курсов по ИТ-менеджменту из регионов и из Москвы составляет 50/50.

CNews.ru: По вашим оценкам, какого рода формы корпоративного обучения (тренинги, длительные курсы обучения, дистанционные программы) сейчас наиболее востребованы?

Михаил Потоцкий: Решение компании о приглашении тренера к себе или участии сотрудников в открытых семинарах зависит от того, на каком этапе использования ИТ Сервис-менеджмента находится сейчас компания. На раннем этапе, когда нужно ознакомиться с подходом или оценить необходимый объем применения знаний у себя, компания направляет ключевых сотрудников на тренинги к нам. В то время как компании, инициирующие проект, часто заинтересованы в приглашении тренера к себе для обучения более широкой аудитории специалистов.

Александр Кутузов: Возрос интерес к корпоративным базовым курсам по управлению проектами, поскольку возникает необходимость единого понимания принципов управления проектами, планирования в компании. Лидируют на сегодняшний день краткосрочные программы — 2-3 дня. Однако, используются и модульные курсы, состоящие из 4-5 тренингов. В перерывах слушатели имеют возможность осмыслить получаемые знания, чтобы затем начать использовать их в своей работе.

Михаил Потоцкий: Дистанционные программы, применительно к ИТ-менеджменту, являются более сложной формой обучения, поскольку опыт и подходы трудно передавать дистанционно. Данный вариант может быть использован на раннем этапе знакомства компаний с соответствующей тематикой. В целом, это не самый популярный метод работы, так как компании заинтересованы в более интенсивном режиме обучения, что требует личного присутствия преподавателя и повышает требования к нему.

CNews.ru: В основе ваших существующих курсов лежит международный стандарт ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000. Планируете ли вы в дальнейшем расширять свою линейку за счет учебных программ на базе каких-либо других стандартов? Или PMBOK уже стал «де-факто» находящимся вне конкуренции на рынке?

Александр Кутузов: Стандарт ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000, по нашему мнению, является одним из ведущих международных стандартов в управлении проектами. Другие существующие стандарты принципиально с ним не расходятся, хотя представляют картину управления проектами по-своему. Мы не планируем расширять линейку стандартов, так как считаем ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000 хорошим стержнем для наших курсов в области управления проектами, который отлично дополняется практическим опытом наших экспертов.

CNews.ru: Планируете ли вы переводить какие-либо свои учебные программы в дистанционный режим?

Александр Кутузов: У нас нет подобных планов на сегодняшний день. Часть начальных курсов, возможно, со временем переведем, если найдем хорошего провайдера. Мы стараемся передавать не материал, а знания наших экспертов, стремимся наладить на тренингах обмен практическим опытом. Дистанционное обучение не позволяет осуществлять это в полной мере.

CNews.ru: Насколько существенно изменился бизнес IT Expert с момента создания компании?

Михаил Потоцкий: 2 года назад в начале своей работы мы четко определили нашу направленность, которая успешно соответствует потребностям рынка. С тех пор наш бизнес изменился и с точки зрения объема, и по качественному наполнению курсов. На начальном этапе в области ITIL/ITSM мы ориентировались на курсы, лицензированные за рубежом. За время работы мы пришли к выводу, что, несмотря на значимость таких программ, необходимы более детальные и глубокие курсы, которые мы разработали уже сами. Поэтому бизнес интенсивно расширился в выбранных направлениях и изменился качественно в плане углубления того материала, который преподается нашим слушателям.

CNews.ru: Каковы ваши стратегические планы на 2004 год?

Михаил Потоцкий: Стратегические планы кратко можно охарактеризовать так — мы планируем двигаться намеченным курсом, уделять внимание более полному удовлетворению требований наших клиентов и развивать дополнительные направления бизнеса, которые заслуживают отдельных интервью.

Александр Кутузов: Одно из наших стратегических направлений — развитие консалтинга, и в частности, развитие внешнего управления проектами. В качестве первого серьезного успеха в этом направлении можно привести успешное завершение проекта внедрения Oracle E-Business Suite в страховой компании, где наша компания выступала внешним управляющим этим проектом. Рынок внешнего управления сейчас растет, спрос достаточно велик, и мы планируем активно здесь продвигаться.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS