Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Блог Сергея Меднова: Последует ли Apple за американским автопромом?

Блог Меднова

Apple сдулся. Вот краткое резюме всего того, что пишется и говорится об этой компании в последние три месяца. Конечно, речь не идет о крахе и банкротстве, но о былом лидерстве, как технологическом и финансовом, так и, самое главное, эмоциональном, речи уже нет.

Что происходит, вопрошают инвесторы, продолжающие нервно «теребить» акции Apple – некогда любимого инструмента, гарантирующего солидный возврат на вложенные средства. В Китае, стратегически важном рынке для любой глобальной компании, доля ее планшетов за текущий год упала на 21% (китайцы полюбили модели на базе Android, главным образом Samsung), по итогам 3 квартала чистая прибыль американской компании снизилась на 22%, до $6,9 млрд, или $7,47 на акцию (почти на 40% меньше прошлогоднего пика). Одновременно Apple, теснимая Android, потеряла и значительную долю мирового рынка, уступив при этом по прибыльности продаж мобильных устройств Samsung.

Не может Apple последнее время похвастаться и регулярным выпуском сколь-либо значимых новинок. И этой осенью, по данным Bloomberg, Samsung и Sony будут презентовать свои новые модели 4 сентября, в то время как Apple запланировал презентацию обновленного модельного ряда на более позднюю дату. Будет ли это действительно «бомба» в виде iTV или качественно нового iPhone или мы увидим «традиционные» Тимкуковские iPad mini с retina, iPhone 5S с «революционной камерой» и дизайнерский «шедевр» iOS 7, мы узнаем достаточно скоро.

Все это не может не нервировать инвесторов, которые в свое время заплатили высокую цену, вложившись в Apple на пике ее стоимости. Разумеется, никто не готов сейчас полностью «сливать» акции компании, которая остается ведущей по капитализации в мире. Другое дело, что привлечь новых желающих вложиться в былого лидера будет сложно, а на фоне снижающихся продаж это может стать проблемой. Apple очень хорошо помнит урок, когда, взлетев в конце 70-х, она оказалась на грани банкротства в 90-х, где ее и спас вернувшийся к управлению Стив Джобс.

И сейчас Apple обладает огромным запасом кэша. Но деньги, при потере доли продаж и инновационного лидерства, быстро тратятся и, к сожалению, еще быстрее обесцениваются, что наглядно продемонстрировали некогда могучая Nokia и еще недавно инновационная RIM (Blackberry).

Одна из ключевых проблем, признают многие аналитики, – это постепенная растрата того дизайнерско-технологического и управленческого потенциала, который был накоплен при Джобсе. Взять хотя бы новую iOs 7, созданную в ответ на экспансию Android, и потому очень на нее похожую. Выпуская такие продукты, Apple теряет свое лицо, превращаясь из ведущего в ведомого, и тем самым отбирает у своего пользователя ощущение эксклюзивности и даже безопасности. Копируя дизайн Android, который давно заработал славу вирусной помойки из-за огромного числа вредоносных программ, последняя версия iOS 7 эмоционально вызывает подобные же чувства, хотя творения Джобса всегда были эталоном безопасности для своих поклонников.

По иронии судьбы, залогом нынешней устойчивости компании является то, что она стала системообразующей для американской экономики. В этом блоге мы уже писали о том, как американские военные активно используют технологии Apple, а вопросом активно проходящих патентных войн с Samsung, занимаются лично Белый дом и Барак Обама. Не стоит забывать и о том, что Apple, как писали СМИ по мотивам разоблачений Эварда Сноудена, в 2012 г. начала сотрудничать с американскими спецслужбами, предоставляя им данные о своих пользователях. Любопытно, что один из основателей Apple, Стив Возняк, придерживающийся старых хиппозных взглядов, назвал Сноудена «своим героем», т.к. он борется за защиту конституционных прав американцев.

В этих условиях Apple постепенно, по сути, превращается в одну из американских «священных коров», как, например, GM или Chrysler. Этим компаниям, даже если они оказываются на грани банкротства, американское правительство никогда не дает умереть, предоставляя гигантские безвозмездные субсидии. Другое дело, что это полностью меняет бизнес-модель, и вопрос заключается в том, насколько успешен будет в этом Apple. В любом случае, будущее компании зависит не только от продуманности и успешности новинок, но и от того, насколько быстро Apple продолжит формировать и расширять свою экосистему – именно с этого началось ее триумфальное шествие в 2000-х.

<Сейчас Apple активно работает по ряду направлений – начиная с собственной платежной системы и заканчивая программным обеспечением для автомобилей и iTV – совместный проект с Bang&Olufsen. Главное, чтобы компанию не смогли критически опередить конкуренты, ведь она сейчас находится в полном окружении. И ее теснит не только Samsung, с широкой линейкой удачных смартфонов и планшетов, но даже уже списанный со счетов Microsoft с постепенно набирающей популярность платформой WP8.

Одновременно долю рынка у Apple отбирают и новички, вроде китайского производителя смартфонов Xiaomi, основатель которой называет себя втором китайским Джобсом. В ходе недавнего раунда инвестиций эта компания была оценена в $10 млрд– почти столько же, сколько и Lenovo, и это только начало.

Джобс умел идти против течения, предугадывать и предвидеть, и жестко договариваться, и одновременно воевать со всеми ради своей идеи. Вопрос: насколько в этом сильно нынешнее руководство Apple? Пока эту схватку оно проигрывает.