Блог Сергея Меднова: Целого мира мало
Новая мировая война началась в ноябре 2010 года. Вы еще этого не заметили? Тем не менее, военные действия идут уже вовсю. Отбросив рамки политкорректности, два гиганта, Facebook и Google, начали борьбу за передел рекламного рынка. Причина войны банальна – денег на всех не хватает. Результатом же ее, скорее всего, станет адаптированная лидерами рынка концепция "все в одном флаконе".
Конечно, до масштабных "военных действий" пока далеко, но первые "перестрелки" уже имели место. В начале ноября Google заблокировала автоматический импорт контакт-листов из Gmail в Facebook под предлогом того, что это "дорога с односторонним движением". Социальная сеть использует почтовые адреса, в том числе и Gmail, для поиска людей в сети по адресу электронной почты. Новому пользователю предлагается импортировать список контактов, чтобы он понял, кто из них имеет регистрацию на Facebook. "Урезанная в правах" социальная сеть тут же предложила возможность ручного переноса контакт-листов. И заодно объявила в середине ноября о том, что вскоре запустит новую систему обмена сообщениями между пользователями, которая объединит все популярные средства взаимной коммуникации от электронной почты до смс. Это, по мнению аналитиков, очень серьезный удар по позициям Google. "Если люди начнут заниматься поиском с помощью Facebook, обмениваться внутри него сообщениями, все это будет за счет Google", -- поделился своим мнением аналитик компании Gartner Рей Вальдес.
Как свидетельствует история, за мировыми войнами стояла борьба за рынки сбыта и источники сырья. Те страны, которых не устраивал складывающийся тренд, пытались устроить передел через военный конфликт. Сегодняшний тренд на рекламном рынке складывается явно в пользу Facebook, число пользователей которой перевалило за 500 млн человек. Согласно последним данным (за третий квартал текущего года), сеть быстро подминает под себя мировой рынок интернет-рекламы, который только в США в 2010 году должен вырасти на 13% до 8,56 млрд долларов. Как говорят эксперты, за прошедший квартал каждый четвертый показ онлайн-рекламы в США приходился именно на Facebook (всего почти 300 млрд показов). В сравнительных цифрах это выглядит следующим образом: доля социальной сети по сравнению со вторым кварталом на рынке онлайн-рекламы увеличилась с 17,7% до 23,1% (по числу показов). Идущая на втором месте Yahoo Inc получила всего лишь 11% от "рекламного пирога". Более того, ужасаются американские аналитики "железной поступи" социальной сети: она собрала больше показов, чем четыре следующие за ней в списке компании (Yahoo, Microsoft Corp, News Corp's Fox Interactive Media и Google) вместе!
Правда, чудеса Facebook во многом объясняются существенными скидками клиентам. Сеть берет в США в среднем за тысячу показов 1 доллар по сравнению с 3 долларами у ближайших конкурентов. Хотя по итогам года ожидается, что Yahoo сохранит за собой лидерство с 15,4% показов, тогда как у Facebook их ожидается 9,5% от общего количества. Тем не менее, тренд очевиден. Рекламодатели считают социальные сети более эффективным инструментом, так как пользователи проводят в них все больше времени (за год проведенное одним пользователем время в соцсетях выросло в среднем с трех до пяти часов в неделю). Несмотря на то, что доходы Google в большом плюсе (в прошлом году чистая прибыль составила 6,5 млрд долларов), конкурент, что растет быстрее тебя, это уже серьезный повод для беспокойства. Тем более что, как видно из анонсов, уже начался серьезный исход специалистов из Google в Facebook (так как социальная сеть является частной компанией, ее финансовые данные не разглашаются. По неофициальным данным, продажи выросли со 150 млн долларов в 2007 году до 1,1 млрд в 2010 году, первую чистую прибыль компания получила во втором квартале 2009 года). Все это сильно напоминает историю самого Google до его выхода на публичный рынок.
Значит ли это, что эпоха "поисковиков как таковых" завершается? Скорее всего, да, пресловутый "моментум" в связи с возрастающей виртуализацией человеческого общения действительно переходит к компаниям, имеющим в основе своей бизнес-модели элементы социализации. В Google прекрасно это понимают и заявили недавно о том, что будут накладывать "социальные слои" на свой поисковик, предоставляя больше возможностей для пользователей. Не удивлюсь, если после запуска своей новой системы обмена сообщениями, Facebook займется разработкой поисковика или пойдет по пути Google, который в конце лета начал представлять пользователям услуги по звонкам через интернет. К этой гонке вполне могут присоединиться и корпорации, что до сих пор занимались программным обеспечением или даже "железом". К примеру, компания Apple, по мнению аналитиков, вполне может купить тот же Facebook. Напомним, что Apple также в какой-то степени поучаствовала в популярной теме "социализации", разработав технологию для видеозвонков Facetime, которая может использоваться как на телефонах, так и на компьютерах. Будущее именно вот за такими интегрированными гигантами, способными предоставить юзеру на одной площадке максимум коммуникационных и информационных возможностей. Вернее, за всего двумя-тремя такими гигантами.
Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова. Интернет: свобода кончилась?
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2513