Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Блог Сергея Меднова: Сколько осталось до точки возврата?

Блог Меднова

Отдаем ли мы себе отчет в том, насколько наш мир изменился вокруг? Или обрушивающиеся на нас ежеминутные потоки информации постепенно перегружают память, стирая воспоминания, и не дают нам остановиться и подумать о том, что происходит или уже произошло? О развитии технологий, стремительности перемен и о том, чем это грозит человечеству, рассуждает наш постоянный автор Сергей Меднов.

За последние несколько месяцев в публичном пространстве произошло сразу несколько событий, которые, на мой взгляд, очень хорошо демонстрируют эти изменения. Недавно в газете Financial Times появилась статья о том сколько Пентагон тратит на субподрядчиков - только на проекты в Ираке за "периметр" министерства обороны ушло по самым скромны оценкам 138 млрд долл, которые были потрачены на логистику, услуги частных охранных компаний и т.д. Безусловный чемпион по выручке - компания KBR, в прошлом часть Halliburton, с которой тесно связан бывший вице-президентом при Джордже Буше-младшем Дик Чейни, получившая 39,5 млрд долл. Среди других компаний - ЧОП Triple Canopy, основанная выходцами из спец-подразделения "Дельта", которые заработали на контрактах министерства обороны США 1,8 млрд долл. Скандально известная пытками гражданского населения Ирака Blackwater заработала 1,3 млрд долл. Думаю, что реальная сумма затрат на субподрядчиков гораздо выше, если добавить операции в Афганистане, Африке и т.д. В Европе сейчас также идет расцвет частных армий и если отбросить в сторону этический вопрос перераспределения бюджетных средств в пользу аффилированных частных военных подрядчиков, то первый вывод, который можно сделать из этого явления, заключается в том, что в западном мире фактически была создана альтернативная оборонная система - т.е. часть наиболее важной компетенции государства, как организации представляющей интересы всех его граждан, перешла в частные руки. Причем эта отрасль сейчас пользуется особой любовью крупных инвестиционных фондов - их она привлекает не только хорошей прибыльностью (о чем писалось ранее), но и своим "инфраструктурным" значением, когда работа ни одной крупной сырьевой компании в Африке или Азии не обходиться без услуг частных охранных компаний. Можно провести некие параллели с феодальным строем - политическую и финансовую элиту в средние века также охраняли наемники, независимые от воли номинального сюзерена.

Другая важная часть современной действительности - это развивающиеся с поразительной скоростью и с каждым днем все более независимые от государств технологии "Большого Брата" или Big Data. Это по сути принадлежащие корпорациям огромные массивы частной информации, которые собирают и обрабатывают саморазвивающиеся интеллектуальные системы. Это не только Facebook или Twitter или такие крупные экосистемы, как Apple и Google, но и, например, пока еще небольшие, но не менее активные альтернативные средства коммуникаций типа whatsapp или сервисы Instagram, которые анализируют наши предпочтения, круг общения, привычки и тп. В сочетании, скажем, с финансовой информацией о транзакциях и просто геопозицонироваием, какая-либо неприкосновенность частной жизни становится полной иллюзией. Интересно, что подобная информация, вопреки расхожему мнению о всевидящих спецслужбах, наиболее активно используется как раз не ими, а самими корпорациями или компаниями из "безобидных" отраслей, таких, например, как медицина и здравоохранение.

Известно, что фармацевтические компании не только анализируют отзывы пациентов о препаратах, оставленные на страницах в Facebook (как и самих таких "пациентов"), но на основе этих данных проводят анализ распространения эпидемий гриппа и тп. Примечательно, что эпидемии гриппа стали последнее время лакмусовой бумажкой, на которой тестируется и оттачивается технология манипулирования массовым сознанием и даже управление поведением целых государств (вспомните многочисленные запреты на въезд и выезд из-за эпидемии птичьего гриппа. Сама по себе "эпидемия" за все время стоила человечеству несколько сотен жизней, что многократно меньше ежедневных "потерь" от сухих и дымных летних месяцев последнего времени. Однако психологический и информационный эффект от "птичьего гриппа" сравним по влиянию с событиями типа начала войны в Ираке или экономическим кризисом в Греции.

В основе самой концепции Big Data лежит полное уничтожение частной жизни и способность прямо или косвенно влиять на поведение миллиардов людей и институты власти, легко минуя государственные границы и любые барьеры. К чему это может привести, можно только догадываться, но, опять же, напрашивается параллель с феодальным строем, где роль княжеств станут выполнять отдельные экосистемы и корпорации, так называемые неофеодалы, безраздельно управляющие своими "подданными".

Фундаментальные перемены происходят и в мировой банковской сфере. Недавнее фактическое обнуление банковских счетов на Кипре продемонстрировало коренное изменение в отношении к частной собственности в Европе и самое главное - виртуализации западной финансовой системы, последствия которой сейчас уже никто не берется предсказать. Любопытно, что на этом фоне, особенно после событий на Кипре, начался стремительный рост кибервалюты Bitcoin и ей подобных проектов, а инвесторы окончательно потеряли долгосрочные ориентиры. Все привычные современные "гарантированные" формы сохранения богатства сейчас поставлены под сомнение и "золотой" миллиард нервничает и мечется в поиске выхода и перегревает и без того перегретые финансовые рынки и инструменты. Даже проверенная веками классическая ростовщическая формула - 30% в золоте, 30% в камнях, 30% в домах и 10% под подушкой вызывает опасения, что в одночасье не будет экспроприировано неофеодалами по доносу вашего знакомого из Facebook.

Все эти события, изложенные в длинном повествовании, произошли на очень коротком горизонте времени, но как мне кажется на фоне бесконечной политической и экономической рутины наглядно отображают системное изменение ключевых основ нашей жизнедеятельности. И главный вопрос заключается в том - насколько близко мы подошли к барьеру, когда все увеличивающийся разрыв между развитием технологий и гуманитарными основами человечества приведет к развалу современной цивилизации, а окончательно загрязненная планета восстанет и запустит процесс самоочищения (как уже было несколько раз на Земле). Но так хочется верить, что время для осознания и изменения у нас все-таки еще есть.