Блог Сергея Меднова: Россия останется без космоса
Пока в российских космических ведомствах бушуют шекспировские страсти, чередующиеся с неудачными запусками космических аппаратов и отказами от заявленных ранее амбициозных планов, западная космическая "наука и техника" стремительно вырывается на первые позиции. Итогом...
Пока в российских космических ведомствах бушуют шекспировские страсти, чередующиеся с неудачными запусками космических аппаратов и отказами от заявленных ранее амбициозных планов, западная космическая "наука и техника" стремительно вырывается на первые позиции. Итогом может стать постепенное превращение России в явного аутсайдера в отрасли, где страна некогда была неоспоримым лидером. Давайте посмотрим, что происходит.
В феврале этого года во Французской Гвиане состоялся успешный запуск первой европейской ракеты нового поколения "Вега", которая по многим показателям превосходит прежде запускавшиеся с этого космодрома ракеты "тяжелого класса" – "Арианы" и "среднего" - "Союзы". Ракета-носитель состоит из трех твердотопливных ступеней и последней четвертой, работающей на жидком топливе (она, кстати, собрана на Украине). Нынешняя миссия "Веги" связана с изучением ряда аспектов теории относительности, и, по честному заявлению европейских чиновников, является "европейским ответом на начинающееся космические дерби". "Вега" представляет собой новый класс ракет, предназначенный для дистанционного зондирования Земли, научных экспериментов и отработки технологий, которые существенно дешевле действующих аналогов. При этом у европейской "Веги" практически нет конкурентов – аналогичный проект SpaceX, развиваемый одним из основателей PayPal Элоном Маском в США, вряд ли начнет совершать коммерческие запуски раньше 2015 года, а другая американская ракета Taurus XL, продукт виргинской компании Orbital Sciences Corp., потерпела два неудачных запуска с 2009 года.
О важности происходящего в европейской космической отрасли говорит и тот факт, что Германия недавно объявила о намерении приобрести до 12% акций европейской аэрокосмической корпорации European Aeronautic Defence and Space Co. (EADS). По мнению СМИ, это "продиктовано стремлением получить эффективный механизм защиты национальных интересов в европейской аэрокосмической группе, акционером которой выступают также власти Франции".
Важной особенностью нынешней космической гонки является стремление сделать освоение космоса максимально дешевым и коммерчески эффективным, что, в принципе, вполне объяснимо в условиях нынешнего глобального экономического кризиса. При этом сейчас, судя по всему, военные бюджеты перестали быть основным источником роста для космоса, уступив место бизнесу и различным организациями, отвечающим за развитие территории и экологию.
Космос в настоящий момент можно рассматривать как один из важнейших инструментов по разработке механизмов устойчивого развития на планете. Например, в середине марта в Дании собрались ведущие европейские ученые и влиятельные лица для обсуждения проблем сокращающегося ледяного покрова в Арктике, причем основа для обсуждения была предоставлена благодаря специально собранным данным зондирования Земли из космоса, позволившим увидеть стремительно уменьшающуюся в последние годы площадь льдов.
Аналогичные исследования сейчас идут с целью использования данных из космоса для контроля за водными ресурсами и лесным покровом (принципиальное отличие от предыдущих исследований заключается в определении высоты леса) с целью получения объективных данных об их реальном состоянии без чего невозможна разработка механизмов выхода из кризиса. Можно привести и десяток других примеров использования космоса в гражданских целях – начиная с разведки полезных ископаемых и заканчивая управлением городами.
Любопытно, что, несмотря на огромную территорию и остро стоящие проблемы – взять хотя бы таяние льдов или сокращающуюся площадь лесных массивов – в России космические ведомства предпочитают тратить миллиарды долларов на гораздо менее актуальные проблемы, причем, как показывает практика, эти миллиарды просто оказываются "зарытыми в песок".
Можно привести несколько простых примеров: несмотря на огромные просторы, в России так и не появилось собственной системы спутниковой связи, без которой, в частности, невозможно освоение Северного морского пути, не говоря уже про другие удаленные регионы. Сейчас эту нишу полностью занимают американский Iridium, крупнейшим покупателем услуг которого, кстати, является министерство обороны США, и Thuraya, принадлежащая арабским шейхам. Аналогичная ситуация отмечается и с программами дистанционного зондирования земли – МЧС в последнее время постоянно говорит о масштабных пожарах в Сибири и на Дальнем Востоке, а также бесконтрольных вырубках лесов, но, тем не менее, о реальном состоянии дел в лесном фонде России вряд ли кто догадывается.
На мой взгляд, для того чтобы космическая отрасль в России продолжила свое развитие и окончательно не отстала от наступающих на пятки конкурентов, необходимо изменить направление ее развития, посмотрев, как это происходит в США или Европе. При сохранении фундаментальных исследований и финансирования со стороны военных необходимо сделать космос привлекательным для "практических" венчурных инвестиций. Как показывает практика Ричарда Брэнсона, для реализации значимых космических проектов сейчас вовсе не требуются миллиарды долларов. Главное – правильно нащупать идею и способы ее реализации. Сейчас очередь космических туристов на организуемые его компанией Space Adventure полеты на околоземную орбиту выстроилась на многие годы.
К сожалению, существующей в нашей стране парадигме пока гораздо интереснее запускать в космос спутники ценой в несколько миллиардов долларов, которые почему-то оказываются на дне океана. Между тем, ситуация в нашей космической отрасли без радикальных реформ может привести к тому, что через несколько лет Россия окажется на задворках космической отрасли. Мне очень хорошо запомнилась поездка в 2009 году на Байконур на запуск корабля ТМА 14, на борту которого второй раз в космос летел Чарльз Симони, бывший партнер Билла Гейтса, "отец" Word и Excel. Меня тогда поразили две вещи – царящий кругом упадок, венцом которого был обвалившийся ангар для "Бурана", ставший самым красноречивым памятником развалившейся эпохи и отрасли. Но при этом со стартового "Комплекса номер один" точно по графику и без сбоев летают старые ракеты, в основу которых легли разработки 60-х годов, в свою очередь "впитавших" в себя технологии Третьего Рейха. Наверное, это происходит только благодаря выжившим "могиканам", сумевшим вопреки всему на одном энтузиазме сохранить знания и технологии.
К сожалению, нужно признать, вряд ли физически они смогут создать второй "Буран" и "Энергию", бывшие в свое время настоящим прорывом. Я думаю, нам всем стоит задуматься, готовы ли мы смириться с тем, что настоящие технологии мы променяли на айфоны…
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2910