Блог Сергея Меднова: НЭП по-японски
Наконец-то это случилось. Крупная национализация исходя не из причин финансового кризиса, но с целью стратегического развития отрасли. Причем сделала это Япония – страна, известная своими мощными традициями в проведении промышленной политики. О причинах и последствиях рассуждает Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".
Корпорации Sony, Toshiba и Hitachi объединяют свои производства жидкокристаллических дисплеев для смартфонов и продают 70% новой компании государству. К данному шагу японцев подтолкнула обострившаяся конкуренция с более дешевыми мониторами южнокорейских и тайваньских производителей. Но все же основная цель объединения – концентрация усилий на разработке дисплеев нового поколения: прежде всего, более тонких, с высоким разрешением.
В новой компании государству будет принадлежать 70% акций, а трем корпорациям-участницам – по 10%. Государство инвестирует в проект около 2,6 млрд долларов. Каждая из этих трех корпораций имела проблемы с развитием этого направления бизнеса. В свою очередь, объединенная компания опередит Samsung и Sharp, и станет крупнейшим в мире производителем дисплеев для смартфонов и планшетников (с долей рынка более 20%).
Поэтому теперь крупнейший в мире производитель таких дисплеев оказывается государственным. Чтобы не потерять важный сегмент промышленности (мировой рынок таких дисплеев оценивается в 25 млрд долларов), правительство берет управление в свои руки. И никаких переживаний по поводу «приверженности рыночным принципам», стенаний насчет «пользы конкуренции» и рассуждений о том, что «если бизнес неэффективен, то должен умереть».
Слишком «сильная» валюта (1 доллар сегодня равен приблизительно 77 иенам по сравнению с более чем 130 иенами в начале 2002 года) подрывает конкурентоспособность японской продукции на международных рынках. Однако японцы не верят в странную идею о том, что относительная сила их промышленности и финансовой системы (а именно это является причиной значительного подорожания иены на фоне проблем в США и ЕС) означает, что Японии надо начать терять промышленный потенциал. Напротив, они логично полагают, что это повод вмешаться и поддержать проблемные, но перспективные сегменты промышленности.
Конкуренция в сфере вычислительной техники существенно обостряется, и, к тому же, меняются структура рынка и список основных игроков. Взять хотя бы запоздалое намерение американской Hewlett Packard продать свое подразделение по производству ПК. Накаляется борьба и на «интеллектуальном» фронте – компания Samsung вынужденно отказалась от презентации своего нового планшетника Galaxy Tab 7.7 в Берлине на одной из крупнейших выставок бытовой электроники. Причина – запрет на продажу этого продукта в Германии из-за иска компании Apple. Последняя, в свою очередь, получила иск от Google, HTC и того же Samsung о нарушении патентов.
Патентная война в области смартфонов, планшетников и прочих новомодных гаджетов, видимо, будет продолжаться еще долго. Уж слишком лакомым является этот сегмент рынка - ведь за возможность первым заполучить какую-нибудь очередную изящную модель с новыми функциями потребитель готов серьезно переплачивать. Поэтому объединение дисплейного производства Sony, Toshiba и Hitachi имеет смысл и с этой точки зрения. Компании объединят не только свой технологический опыт и исследовательские компетенции, но и запасы патентов. Что значительно усилит японские позиции на рынках.
Но главный урок, конечно, в том, что государство не должно бояться поддерживать нужные сектора промышленности. Делается ли это напрямую, как в данном случае в Японии, или же более завуалировано – как, например, американцы использовали анонсированную новую лунную программу для поддержки гражданского авиапроизводства корпорации Boeing, – не так важно. Главное, что все промышленно развитые страны делают это. Причем без особой оглядки на ВТО.
Все ведущие государства ведут себя предельно цинично – делают то, что выгодно им. Следование абстрактным принципам «свободного рынка» – привилегия более наивных стран из числа «развивающихся». Многие из которых, правда, находятся в этом статусе десятки лет, но при этом не становятся развитыми. Недаром в среде международных социологов уже появился новый термин «отсталые страны» – для тех, про кого говорить, что они развиваются, уже как-то неприлично. Исторический опыт свидетельствует, что развиваются лишь те, кто не обращает внимания на лукавые упреки конкурентов и готов толкаться локтями.
Поэтому усилия России по вступлению в ВТО и различные препоны на этом пути имеют смысл только, если государство будет последовательно использовать все свои ресурсы для усиления внутреннего рынка, будь то авиапром, комическая отрасль или проекты вроде Сколково.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2753