Блог Сергея Меднова: Найдут ли ученые озарение в параллельных мирах?
О том, какое будущее ждет современную мировую "науку и технику", а с ними и всю цивилизацию, размышляет Сергей Меднов, член правления, руководитель блоков ИТ и "Электронный бизнес" "Альфа-Банка"
В последнее время на себя обращают внимание ведущиеся по всему миру активные изыскания в области доселе непознанного наследия прошлых цивилизаций или неизведанных глубин и тайн природы. Среди таких исследователей и Джеймс Кэмерон, автор "Титаника", недавно спустившийся на дно Марианской впадины, и российские ученые, добравшиеся до озера Восток в Антарктиде, и появляющиеся новые свидетельства достижений Третьего Рейха. Сюда же относятся активизировавшиеся поиски "Базы 211" в Антарктиде, где, по мнению заядлых конспирологов, укрылся после войны Адольф Гитлер — интернет переполнен свидетельствами о том, что он не застрелился в своем бункере, как это рисовали в советском кино, а сумел добраться до своей секретной "Базы 211" в Антарктиде, где спокойно и умер в 1961 году. В рамках подобных же изысканий из захваченного Ирака американские спецслужбы первым делом вывезли не Хусейновские архивы, а огромную коллекцию древностей и рукописей, найденных при раскопках Месопотамской цивилизации, тайны которой также будоражат многие умы.
Если отбросить конспирологическую мишуру, то эти изыскания наводят на мысль о том, что современная цивилизация с точки зрения прорывных технологий подошла к барьеру, который пока очень сложно перешагнуть. Надеюсь, что меня поймут правильно, но основа большей части окружающих нас технологий, неважно, будь то атомная бомба, истребитель-невидимка пятого поколения или даже iPad, была заложена в военные годы, причем очень многое родилось в фашисткой Германии, история вооружений которой поэтому и не дает покоя современникам. Очень многие устремляются в увлекательный поиск наследия загадочных цивилизаций в надежде обрести там "сокровенное знание", оставшееся то ли от "гостей с неба", то ли просто свидетельствующего о том, что наши учебники истории не совсем соответствуют действительности, и все, что есть у нас, было давно изобретено, но потом по каким-либо причинам разрушено.
За поиском непонятных чудес, зачастую лишающих разума, скрывается очень важная, на мой взгляд, проблема — основной скачок научного прогресса в 20 веке был сделан путем огромнейших затрат, исчисляемых в нынешних деньгах триллионами долларов, и наличия авторитарной воли. Это и исследования в области атомной физики, запуск человека в космос, полеты к планетам солнечной системы, строительство с нуля научных центров вроде Лос-Аламоса или Арзамаса и т.д. При этом население, уровень благосостояние которого был существенно ниже, спокойно принимало эти расходы и необходимые жертвы будь-то в США или в СССР (исходя из разных идеологических посылов, разумеется). С началом гонки двух систем западная цивилизация для поддержки населения включила печатный станок, чтобы окружить комфортом своих граждан и тем доказать им преимущество капитализма над социализмом. Наверное, смело можно сказать, что результатом этой гонки стала та кризисная ситуация в мировой экономике, в которой мы все оказались. Ее отличительная особенность — потеря истинной ценности вещей и компаний, когда даже заведомо убыточные затеи типа "Группона" оцениваются в миллиарды долларов (и это еще не самый худший пример).
Косвенно упадок затронул и расходы на фундаментальную науку — достаточно посмотреть, как трудно продвигается работа по созданию токамака или сколько потребовалось времени и усилий разных государств, чтобы собрать адронный коллайдер в Швейцарии. Аналогичная ситуация отмечается и в оборонной промышленности: денег на новые вооружения нет не только в России, но и в США. Наглядным примером является новейший американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor, производство которого решил свернуть Конгресс (эта разработка, кстати, родом из эпохи "Звездных войн" - работа над ним началась в начале 80-х); жертвой сокращения расходов стала и программа Space Shuttle, на возобновление которой в американском бюджете денег пока тоже нет.
Однако, несмотря на явный недостаток средств, "наука и техника" продолжают развиваться, но на данном этапе "эволюции" - за счет частного бизнеса. Погружение на дно Марианской впадины профинансировал Кэмерон; развитием суборбитальных полетов сейчас занимается Ричард Брэнсон и его Virgin Galactic; в работы, связанные с созданием искусственного интеллекта, инвестирует Чарльз Симони, бывший партнер Билла Гейтса и создатель приложений Word и Excel (он, кстати, дважды летал в космос на нашем "Союзе"). Пол Аллен, один из основателей Microsoft, также увлекся космосом и основал собственную компанию Stratolaunch Systems, которая будет развивать суборбитальные полеты, используя старые "Боинги 747".
Масштаб некоторых исследований поражает — в интернете давно ходят слуги о существовании суперсекретной лаборатории Google X, расположенной где-то на севере Калифорнии. Именно это подразделение, судя по всему, отвечало за разработку нашумевших очков, ролик о которых ("Project Glass: один день") собрал уже в интернете более 10 млн просмотров. Другое направление Google — это разрекламированный проект по созданию модели лунохода (Google Lunar X PRIZE) с главным призом в 30 млн долл. Но, как пишет New York Times, одним из главных направлений деятельности лаборатории Google является создание искусственного разума. Неслучайно научную деятельность лаборатории курирует Себастьян Сран, считающийся одним из ведущих экспертов в мире по робототехнике и искусственному интеллекту, который, в частности, разработал автомобиль, передвигающийся без водителя.
Несмотря на то, что разбогатевшие на новых технологиях бизнесмены активно тратят капиталы на благотворительность, едва ли они инвестируют сотни миллионов долларов в научные разработки, не имеющие пока конкретной коммерческой отдачи, без уверенности в том, что в будущем эти вложения принесут ощутимый доход. В данный момент все больше и больше таких разработок выходит за пределы государственного суверенитета и концентрируется в частных компаниях, становящихся все более влиятельными. Наглядным примером этого явления можно считать американский ВПК, где давно доминируют 3-5 компаний. Погоня за быстрой коммерциализацией научных разработок вполне может обернуться непредсказуемым кошмаром, рисуемым в голливудских антиутопиях. В недрах частных секретных лабораторий может быть создан "джин", который, выбравшись из бутылки, уничтожит все живое. Государства пока идут на этот риск — некоторые работы частный бизнес в состоянии делать в разы дешевле.
В поисках альтернативных источников знаний и идей эти корпорации и инвесторы все чаще финансируют даже паранормальные и околонаучные изыскания. И, хотя история знает множество безрезультатных примеров, когда империи и диктаторы тратили огромные усилия на поиски затерянных мистических реликвий, - вспомнить хотя бы историю Аненербе, окультной организации Третьего Рейха, добывшей фюреру Копье Судьбы и так и не нашедшего Чашу Грааля, которые, по преданию, будучи в одних руках, дают безграничную власть над миром - современные корпорации и государства двигаются в том же направлении. Разница только в том, что теперь все ищут не христианские божественные реликвии, а технологические останки Антлантиды или того проще - так до конца и не захваченное немецкое оружие возмездия в виде работающих прототипов летающих тарелок или лазерных пушек. Есть ли под этими изысканиями сколь-либо серьезные основания, сказать трудно. Одно очевидно: наша планета вступила в эру тяжелых изменений - климатических, экономических, социальных. И решение лежит где-то совсем в другой плоскости или даже в другом измерении.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2944