Блог Сергея Меднова: МММ вторгается в интернет?
Британские власти взялись за блоггеров: угрожают штрафами за размещение в блогах скрытой рекламы. На туманном Альбионе сегодня наблюдается настоящая эпидемия – любая более или менее известная знаменитость начинает постить плохо замаскированные рекламные сообщения, зарабатывая на этом до 5-7 тысяч фунтов за один пост. Недовольство британского Управления добросовестной конкуренции (OFT), которое уже заклеймило множество блоггеров и тех, кто на них зарабатывает, на самом деле отражает одну из фундаментальных проблем, связанных с получаемой из интернета информацией, считает Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".
Регулирующая организация уже даже возбудила первое дело за "введение в заблуждение" в котором виновны блоггеры и пиарщики. Первопроходцем здесь стала компания HandPicket Media, у которой есть свой пул известных блоггеров. Как сообщает gazeta.ru, чиновники требуют маркировать рекламу в социальных сетях и микроблогах. Иначе она "нарушает принципы добросовестной конкуренции".
Видимо, внимание к проблеме скрытой рекламы в блогах привлекло наблюдающееся сейчас в Британии повальное увлечение "звезд" самой разной величины пиаром. Похоже, многие из них обнаружили здесь для себя крайне легкий источник приработка. Действительно, можно просто сесть дома за компьютер и набрать на клавиатуре согласованную с пиарщиками фразу. Причем всего лишь один пост может приносить известным в королевстве людям от двух до семи тысяч фунтов! Эксперты утверждают, что годовой заработок звездных блоггеров может составлять несколько миллионов.
Критики OFT тут же увидели в намерениях чиновников "происки" "традиционных" рекламных агентств и СМИ, опасающихся перетока рекламных бюджетов в блогосферу. Действительно, телевизионные рекламные ролики сегодня зачастую воспринимаются просто как вставка в передачу, не несущая в себе никакого информационного месседжа. Напротив, читая блог, эту своего рода "исповедь" автора внешнему миру, мы гораздо более открыты для восприятия того, что нам скажут или покажут. Возможно, именно потому, что блоги и блогориентированные медиа сегодня рассматриваются в качестве идеального рекламного носителя, на этом рынке начинается настоящий бум.
Даже многих бывалых участников рынка повергла в шок в начале февраля сделка по приобретению компанией AOL блогового издания Huffington Post за 315 млн долларов (правда, в 2008 году AOL заплатил 850 млн долларов за социальную сеть Bebo, которую продал двумя годами позже за 10 млн). У интернет-издания около 25 млн уникальных пользователей в месяц, там "засветились" Барак Обама, Хиллари Клинтон и Джордж Клуни. В интернете как грибы множатся разного рода ресурсы, черпающие свой контент из блогов. Их владельцы убеждают инвесторов в том, что вскоре традиционные СМИ прикажут долго жить, а всю необходимую информацию граждане будут получать именно с помощью социальных сетей. На руку этому тренду играет и то, что значительное число людей сегодня в развитых странах словно "отключают" себя от внешнего мира, предпочитая жить в своем, замкнутом мирке. Конечно, для них гораздо органичнее путешествовать по блогам, чем смотреть CNN и размышлять о судьбах мира. С другой стороны, не будет открытием признать, что значительный процент населения, как у нас в стране, так и за рубежом, страдает излишней внушаемостью. Эти люди покупают ту или иную вещь не потому, что сами в состоянии оценить ее плюсы и минусы, а потому что увидели ее "рекомендуют звезды".
И все же у блоговых СМИ и блоговой рекламы по-прежнему остается одна ключевая проблема, коренящаяся в несовершенстве человеческой природы и субъективности оценки каждого отдельного человека. Блоггеры и блогоСМИ, как правило, в отличие от участников традиционного медиа-рынка не несут никакой ответственности за свои суждения или рекламные посты (конечно, если дело не касается разного рода разжиганий и так далее). Там, где нет ответственности и регулирования, всегда велика опасность манипуляций, как с целью "развести на деньги", так и с целью заставить думать людей так, как этого кому-то хочется. Не случайно те, кто создает в интернете агрегаторы новостей, такие как Huffington Post, открыто говорят, что хотят "переправить пользователей интернета к лучшему контенту". Но почему именно они решают, что это "лучший" контент? Блоггерские мнения, как правило, отражают только одну точку зрения. Они зачастую однобоки и тенденциозны. Что касается возможного злоупотребления рекламными возможностями блогов, то здесь можно привести один занятный пример. Не так давно рэппер 50 Cent опубликовал в своем блоге на "Твиттере" (цитата с сайта fashiontime.ru) вот такой рекламный слоган, касающийся компании H&H Imports: "Вы можете удвоить свои деньги прямо сейчас. Просто вложите, сколько сможете. Это не шутка! Сделайте это!". Видимо, многие из 3,8 млн подписчиков реппера в социальной сети последовали этому совету, так как цена акций компании выросла на 290% и стоимость пакета самого реппера увеличилась почти до 9 млн долларов. Через некоторое время 50 Cent удалил это сообщение и написал другое: "Я владею акциями компании H&H Imports. Мои размышления на этот счет – всего лишь мое мнение. Поговорите со своим финансовым консультантом по поводу этого. HNHI – это хорошие инвестиции для меня. Может быть, они будут такими и для вас, а может, и нет. Подумайте об этом". В общем, МММ просто отдыхает. И английские чиновники из OFT возможно не так уж и неправы, как это кому-то кажется.
Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова: Apple убьет специализированные девайсы?
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2559