Блог Сергея Меднова. Долой кибер-хаус!
Многие считают, что пространство интернета сегодня нуждается в жесткой регуляции, однако в связи с многоплановостью Сети это сделать не так легко. Однако попытки упорядочить интернет и сделать его подконтрольным не прекращаются. Так, на последнем саммите G8 этой теме было уделено немалое внимание. О том, зачем это необходимо, чем такое регулирование грозит гражданам и какое общество ожидает нас в интернет-будущем, размышляет Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".
На последнем саммите "большой восьмерки" в Довиле одним из главных вопросов для обсуждения стало будущее интернета. Впервые вопрос регулирования всемирной сети был вынесен на уровень глав государств и правительств "восьмерки". Важность события подчеркивает тот факт, что саммиту G8 предшествовала специальный форум eG8. По мысли организаторов, на нем основные игроки интернет-индустрии должны были высказать свое видение, на основании которого лидеры стран "восьмерки" могли бы выработать стратегию реагирования на вызовы эпохи интернета. В узком кругу лидерам G8 помогали руководители шести крупнейших интернет-компаний мира, включая Марка Цукерберга, основателя Facebook, Юрия Мильнера из DST и Эрика Шмидта (Google).
Конечно же, не стоит и ожидать, что на саммите G8 были приняты какие-то конкретные и окончательные решения. Скорее, речь идет о выборе приоритетов для более тесной международной кооперации и о выработке основных принципиальных подходов: как сохранить интернет-среду свободной, но при этом гарантировать людям защиту их частной жизни, как обеспечить защиту авторских прав и кибер-безопасность, как не допустить использование интернета различного рода экстремистами.
Уже одно перечисление вопросов свидетельствует о противоречивости стоящих задач. Как бы так сделать, чтоб и безопасность повысить, и свободу сохранить? Но предпринимать что-то по этим направлениям уже необходимо, о чем среди прочего свидетельствует растущий поток "горячих" новостей.
Не успел отгреметь скандал вокруг iPhone и iPad, которые отслеживают и сохраняют данные о перемещениях их владельцев, как грянул новый – уже вокруг Facebook. 12 мая 2011 года два американских конгрессмена обратились к гендиректору Facebook Марку Цукербергу с запросом по поводу утечки личных данных пользователей. Специалисты компании Symantec обнаружили примерно 100 тысяч потенциально опасных для пользователей приложений Facebook. Якобы они позволяли третьим лицам, обычно сотрудникам рекламных агентств, просматривать профили пользователей, читать их письма (в том числе в системе мгновенного обмена сообщениями), а также писать сообщения от имени пользователей. И хотя компания Facebook уже заявила, что найденные Symantec недочеты в программах уже исправлены, осадок, как говорится, остался.
Вот и главный борец за правду нашего времени – основатель Wikileaks Джулиан Ассандж – успел отметиться в этом деле. "Facebook – это величайшая шпионская машина, когда-либо созданная людьми. Здесь мы имеем дело с самой подробной базой данных о людях, их привычках, их социальных связях, адресах, месте жительства, родственниках – и все эти данные находятся в США. Все они доступны американской разведке.
Facebook, Google, Yahoo – у всех этих крупных американских компаний есть встроенный интерфейс для использования американской разведкой", – заявил Ассандж.
Как бы там ни было, но дежурное внимание американской разведки – это не самое страшное, что может случиться в жизни (это ж сколько разведчиков надо, чтоб все блоги в Facebook регулярно прочитывать?!). Проблема в другом. В том, что интернет – это уникально открытая среда, в которой сегодня хранится уже слишком много чувствительной информации. Вспомним еще один недавний случай, когда в результате кибер-атаки на сайт Sony PlayStation Network и Qriocity были похищены данные кредитных карт и личная информация миллионов пользователей.
Неудивительно, что на днях администрация США выдвинула пакет законопроектов о компьютерной безопасности. В частности, там указано, что американские компании, в управлении которых находятся объекты критически важной инфраструктуры, должны будут сотрудничать с правительственными органами, чтобы обе стороны были убеждены в надежности этих систем. Такими объектами являются, например, электро- и атомные станции, компьютерные сети банков и бирж, городские системы водо- и газоснабжения.
Показательно, что американцы выдвинули свой законопроект до саммита G8 – словно указывая, что эту сферу они готовы держать под своим контролем, не слишком-то доверяя многосторонним международным инициативам. Пока еще все между собой договорятся…
Слишком много разных игроков и интересов пересекаются в интернете. Социально-экономические процессы, развивающиеся вокруг всемирной сети, – это, как ни банально уже прозвучит, важнейшее явление в современном мире. В свое время появление технологии книгопечатания привело к формированию в Европе нормативных языков, подавивших многообразие разговорных диалектов. В известном смысле книга и развившиеся на ее основе языки и литература стали важными факторами формирования государств-наций с их культурной и правовой универсализацией. Появление массовых газет, радио и кино сделало возможной массовую пропаганду – смотри историю первой и второй мировых войн с их обязательными листовками, радиообращениями и кинохроникой. Телевидение расширило представления о возможностях управления общественными процессами – стало инструментом маркетинговой и политической манипуляции потребителями и избирателями. Телевидение же во многом породило терроризм, как мы его знаем: без репортажей с места захватов заложников или взрывов смертников не было бы современного терроризма, нацеленного как раз на эффектное освещение в СМИ.
Точно так же и интернет как мощнейшая коммуникационная система сформирует какой-то иной тип общества. Причем со всемирной "паутиной" все гораздо сложнее, поскольку в отличие от предыдущих "информационных сдвигов" интернет-система многосторонняя и интерактивная. Она несравнимо хуже поддается упорядочиванию. В этом смысле она требует от регуляторов принципиально иного уровня квалификации. До сих пор все попытки загнать интернет в какие-то рамки проваливались. Вспомним, что в свое время еще Билл Гейтс пытался всю Сеть свести к своей Microsoft Network, но был разбит независимыми производителями браузеров и контента. Затем стали поговаривать, что центром интернет-вселенной станет Google – но прошло несколько лет и появился Facebook. Но и он, похоже, оказался калифом на час.
Интернет – среда крайне сложная для регулирования, но как-то упорядочить ее необходимо. Иначе есть риск, что как гигантская воронка она засосет привычные нам общественные формы и форматы общения. Ведь уже сегодня появилась масса вариантов различных психических расстройств и зависимостей на почве увлечения интернетом; люди все меньше общаются лично, предпочитая менее требовательную виртуальную жизнь.
Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова. Планшеты формируют новый образ потребления
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2645