Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Блог Сергея Меднова: Что ждет "яблоневый сад" Джобса

Блог Меднова

О том, что ждет Apple без ее гения Стива Джобса, по какому пути пойдет компания, чем пугает дальнейшее повышение капитализации и где реальный, оптимальный для всех выход, рассуждает Сергей Меднов, член правления, руководитель блоков ИТ и "Электронный бизнес" "Альфа-Банка".

С момента ухода Стива Джобса написано огромное количество статей о том сможет ли компания, лишившись своего гения, удержать завоеванные им рыночные позиции. Капитализация Apple в июне составила около 520 млрд долларов, а некоторые инвестиционные аналитики утверждают, что цифра в один триллион не за горами. Возможно, это и случится, но это больше всего и пугает.

Как давний пользователь Apple, я, с сожалением, могу констатировать, что продукты компании перестают "менять жизнь к лучшему". Если оставить в стороне не меняющийся уже пару, но все еще безупречный дизайн, и привычно яркую имиджевую составляющую, то отличительной чертой новинок компании всегда было удобство, скорость и надежность – не важно, что это iPod, с которого началось возрождение Apple, или iPhone, полностью изменивший рынок мобильных телефонов и отправивший в нокдаун Nokia, капитализация которой упала с 300 млрд в начале двухтысячных до 8 млрд по в конце мая 2012. Сейчас же Apple пошла по пути корейских или японских компаний, отличительной чертой которых является последовательная и прямолинейная эксплуатация ограниченного набора западных инноваций – другими словами, вместо технологических прорывов нам стали предлагаться простые улучшения в виде новых гигагерц производительности и дополнительных мегапикселей разрешения экрана. Яркие примеры этого подхода, новый iPad и iPhone 4S, в которых нет никаких инноваций, а лишь сомнительные улучшения. Аналогичная история наблюдается и со стандартными моделями "маков".

На собственном опыте могу сказать, что общение с новыми девайсами от Apple теперь начинается и заканчивается бесконечным установлением объемных обновлений. Если посмотреть на нынешнюю тенденцию по развитию облачных сервисов, то складывается ощущение, что активная работа c устройствами Apple, особенно если у вас их несколько, в какой-то момент превращается в безрадостную процедуру мучительного ожидания надписи "у вас самое новое ПО". Судя по всему, большое количество обновлений связано с падающим качеством софта и вытекающей отсюда необходимостью постоянно закачивать исправление ошибок, как это любит делать Windows. Забавно, что при этом Apple стал менять свой стиль и все больше походить на Windows, а не наоборот. Из-за снижающегося качества программирования система перестала быть безопасной по умолчанию. Конечно, кто-то может сказать, что это является следствием постоянно растущей популярности, но едва ли это тот фактор, которым можно пожертвовать.

Не менее проблемной точкой стало и качество самих устройств. Опять-таки приведу несколько примеров из собственного опыта. Из семи купленных мною за прошедшие два года устройств три имели серьезный брак – кнопки громкости в новом iPhone 4S, микрофон во "втором" iPad и батарея в MacBook Pro (один телефон вообще пришлось сдать сразу после покупки – он просто не загружался!). Получается, что брак составляет около 40%. И хотя Apple по прежнему характеризует превосходная гарантийная поддержка, при постоянно растущей стоимости устройств это заставляет всерьез задуматься о "верности" бренду. (пока готовил эту заметку, мой телефон 4S с западающими кнопками и вовсе перестал ловить сеть).

В итоге все это постепенно наводит на мысль о том, что разрыв между реальной стоимостью продукта и его потребительской ценностью начинает стремительно увеличиваться. И этот разрыв уже невозможно компенсировать одним лишь маркетингом. А Джобса, способного признать проблему с антенной четвертого айфона так, что продажи только возросли, уже, увы, нет.

На фоне усугубляющегося экономического кризиса, влияющего на уровень потребления, все больше людей задаются вопросом, а нужно ли постоянно гоняться за новинками, тем более, если они не становятся лучше?

В Apple, судя по всему, это понимают, но, лишившись гения Джобса, решили пойти по проверенному многими американскими компаниями пути – раздувания фондового пузыря, заменяя реальный бизнес виртуальной капитализацией. Неслучайно курс акций компании сейчас активно раздувается инвестиционными банкирами. Правда, как показывает опыт, рано или поздно это заканчивалось крахом. Пока Apple еще держится. Хотя, если посмотреть на последние модели Samsung с Android или даже Nokia с Windows Phone 7 , то складывается ощущение, что они очень скоро догонят Apple. Думаю, что у Apple остался один шанс – вернуться к истокам и снова начать делать продукты, которые заставляют сердца учащенно биться любого, кто к ним прикоснулся. И тогда успех, деньги и признание останутся еще очень надолго.