Блог Сергея Меднова. Яблоко сомнения: выживет ли Apple без Джобса?
Свершилось! Второй планшетник от Стива Джобса, более легкий и мощный, в середине марта представлен публике. Как и ожидалось, очереди за новинкой выстроились еще накануне. Некоторые даже пытались приторговывать своими местами. Продажи тоже оказались рекордными – пятьсот тысяч устройств всего за два дня. Нет сомнений, что продажи Apple, которые уже феноменально выросли в предыдущем квартале на 50% до 25 млрд долларов, будут по-прежнему радовать инвесторов. Тем не менее, эти самые инвесторы нервничает. Перспектива ухода от дел "иконы" компании Джобса пугает их гораздо сильнее, чем радуют текущие успехи, считает Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".
Сможет ли Тим Кук заменить Стива Джобса на посту главы Apple? Вопрос остается открытым.
Аналитики рисуют новому продукту перспективы одна краше другой, ведь конкуренты: Samsung, Motorola, RIM – плетутся в хвосте, фактически лишь копируя достижения Apple. В текущем году будет продано свыше 30 млн "айпадов". То есть в два раза больше, чем в прошлом. И заработает на этом компания Джобса около 20 млрд долларов. Согласно прогнозу аналитиков из PRTM, мировой рынок планшетников вырастет с 17 млн шт в 2010 году до 200 млн шт в 2014 году. Apple, занимающий его львиную долю, получит от своих решений этого класса 60-100 млрд долларов (правда, автор прогноза из Sanford C. Bernstein не уточняет, за какой именно период). Даже для Apple, чьи продажи составили в 2010 году 65 млрд долларов – это очень большая цифра. Неудивительно, что акции компании с момента появления iPad год назад подорожали более чем на 60%, с 200 до 350 долларов за акцию, подняв капитализацию до уровня в 300 млрд.
И все же, праздник явления второго "айпада" был омрачен. Вот уже несколько месяцев Apple существует в довольно странной атмосфере, когда рыночные и инновационные успехи, почти немыслимые для сегодняшней сверхконкурентной бизнес-среды, сочетаются с крайне нервной атмосферой, связанной с возможным уходом из компании Стива Джобса. В январе стало известно, что он отправляется в третий по счету отпуск по состоянию здоровья. Как известно, до того речь шла о раке поджелудочной железы и пересадке печени. Сейчас в компании вообще не хотят говорить о причинах отпуска, ссылаясь на неприкосновенность частной жизни.
Однако инвесторы, похоже, не считают, что жизнь Стива Джобса принадлежит только ему одному. При известии о новом "медицинском отпуске" акции компании обвалились на разных рынках сразу на 4-6%. В преддверии годового собрания инвесторы потребовали от руководства Apple четкого плана "передачи управления" второму номеру в компании Тиму Куку. Причем проблема не только в том, что их раздражает созданная вокруг болезни Джобса атмосфера таинственности. Похоже, есть серьезные сомнения в том, что кто-то, даже такой замечательный менеджер как Тим Кук, способен заменить Джобса.
Похоже, сомнения в этом есть в первую очередь у самого Джобса. Не случайно презентацию второго планшетника в начале марта провел он лично – несмотря на серьезное, по-видимому, заболевание. Ведь немало написано о том, что "магия" продуктов Apple базируется в том числе и на экстравагантной манере их преподнесения лично Джобсом. Можно вообще высказать предположение, что умение Apple придумывать именно те продукты, что "хотят" потребители, коренится в натуре Джобса. Это импульсивный, с взрывным характером человек, нередко принимающий весьма парадоксальные решения. Именно такие люди обычно не следуют за рынком, а пытаются создавать новые ниши. Кроме того, не стоит недооценивать и широту интеллекта Джобса. Это не просто "технарь" – широко известно, что, например, в отличие от большинства рациональных коллег он увлекается спиритуализмом.
В этом смысле Тим Кук, пришедший в Apple в середине девяностых из Compaq, выглядит, увы, его полной противоположностью. Это спокойный, прилежный управленец, выходец из крохотного городка в Алабаме. Конечно, он успешно "рулил" бизнесом во время предыдущего шестимесячного "отпуска" Джобса и даже получил за успехи бонус в 22 млн долларов (капитализация за это время выросла на 70%), однако вопрос в другом: сможет ли компания под его руководством выводить на рынок новые продукты, как это происходило при Джобсе, оставаться лидером, "иконой отрасли", или станет "одной из нескольких"? Для бизнеса, конечно же, важно грамотное управление, но творческая составляющая, как и везде в этом мире, гораздо более значима. Джобс не только лицо компании, но и ее суть. Без него Apple скорее всего рано или поздно перестанет быть "легендой". Тем местом, где придумывают наше с вами будущее.
Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова: МММ вторгается в интернет?
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2587