Блог Сергея Меднова. Планшеты формируют новый образ потребления
Недавно компания Sony объявила о том, что собирается выпустить на рынок собственные варианты планшетников. Конкуренция в этом сегменте рынка, который и появился-то всего с год назад, обостряется на глазах: свои варианты этого набирающего популярность устройства представили уже такие гиганты, как корейский Samsung и тайваньская HTC.
О чем говорит столь быстрое освоение нового рынка различными игроками? О том, что данный рынок является надстройкой на уже сформировавшейся технологической платформе. А значит, самое интересное будет происходить уже не на нем, а вокруг него. Главная интрига теперь заключается в том, какой социально-экономический уклад сформируется вокруг этой технологической платформы.
Подобного рода процессы происходят в мировой экономике регулярно, с примерной периодичностью в шестьдесят лет. Когда вокруг новой технологии формируется новый образ жизни, новый образ потребления. Один из наиболее ярких примеров, имевший место в 20 веке, – автомобилизация. Лишь на первый взгляд может показаться, что личный автомобиль – это просто личный автомобиль и только. В действительности же массовая автомобилизация населения во второй половине 20 века, главным образом и прежде всего в США, создала в стране-центре мировой капиталистической системы принципиально иной уклад жизни.
Во-первых, автомобилизация сделала возможной массовое перемещение жителей в пригороды; сформировалась целая suburban-культура. Во-вторых, она вызвала к жизни появление такого феномена, как гипермаркет. До того поездка в удаленный на десятки километров магазин-город (равно, как и в обычный город на работу) была невозможна для рядового обывателя. Но каждый день в гипермаркет не наездишься: автомобиль, таким образом, сформировал иную культуру покупок – разом на целую неделю. А это потянуло за собой целый ряд последствий: иную товарную логистику, иной маркетинг, иная реклама, иные масс-медиа, иной досуг.
В целом, можно сказать, что потребительская среда стала более агрессивной. Тот мир глобально-универсальной рекламы и универсальной товарной номенклатуры, в котором мы живем сегодня, не был бы возможен без формирования в США ядра новой потребительской культуры. И без экспансии этого ядра в другие страны. В конечном итоге даже недавний глобальный финансовый кризис не был бы возможен вне этого процесса, поскольку предпосылки для него заложил именно рынок загородной недвижимости, превратившийся в базу беспрецедентной финансовой пирамиды subprime-ипотеки.
В каком-то смысле эта фаза развития капитализма завершилась, и мы являемся свидетелями зарождения новой – как раз вокруг новых информационно-потребительских устройств. При этом надо понимать, что сами планшетники или другие гаджеты, конечно, важны и будут составлять ось новой системы, но не они дадут главные дивиденды. Точно так же, как не автопром стал главным выигравшим от автомобильно-потребительской революции.
Аналогия с автомобилем крайне важна и для понимания, в какой стадии переходного процесса мы сегодня находимся. Вспомним, что первые модели массовых автомобилей появились еще в начале 20 века – знаменитая фордовская T-Model, выпускавшаяся с 1908 по 1927 год. (В известном смысле именно Форд запустил волну массового расширения потребления, поставив задачу выпускать автомобиль, который может купить рабочий, его собирающий.) Но по-настоящему "выстрелил" автомобиль лишь в шестидесятых. И аналогичные процессы происходили вокруг информационных технологий. Первые компьютеры появились в 1960-х, первые ПК – в 1980-х. Но по-настоящему выстрелили они лишь во второй половине 1990-х (примерно тоже происходило с мобильной связью).
При этом отмечается схожая закономерность: развитие продукта на ранних этапах идет существенно медленнее, чем на этапе зрелого рынка. На совершенствование двигателя внутреннего сгорания, перехода на компоновку с передней тягой (а также на создание соответствующей нефтепереработки и сетей АЗС) ушли десятилетия. Тогда как внедрение более поздних доработок вроде ABS, электрических стеклоподъемников, кондиционеров и прочего произошло почти мгновенно. Формирование новой технологической платформы всегда идет сравнительно медленно, освоение уже созданной платформы происходит стремительно.
Примерно то же происходило с ИТ. Сравните скорость эволюции мобильных телефонов со скоростью появления телефонов с touchscreen или планшетниками. Глобальная система передающих станций сотовой связи создана, что заняло около пятнадцати лет (а также интернет-каналы, трансконтинентальные кабельные каналы и каналы спутниковой связи). Теперь пришло время эту сеть осваивать.
Что касается планшетников и прочих аналогичных устройств, то похоже, что именно они станут базой конвергенции различных технологий. Конвергенции, о необходимости которой специалисты говорили давно, но мало кто представлял, на какой платформе она произойдет. Еще недавно обсуждалось, что – телевизор, компьютер (ПК? ноутбук? нетбук?) или же игровая приставка – станет центром слияния вычислительной и бытовой техники. Сегодня уже более или менее очевидно, что такой базой станут мобильные устройства типа iPhone или iPad, которые легки, удобны, функциональны. Которые способны играть роль связующего (управляющего) звена между другими устройствами.
Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова: ИТ-мутации финсектора запущены
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2632