Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Блог Меднова: Не дело потребителя знать, чего ему хочется

Блог Меднова
мобильная версия

По мысли Сергея Меднова, руководителя блока ИТ "Альфа-Банка", наше время породило множество излишних потребительских товаров, которые не только облегчают карман, но и наносят вред здоровью. В чем же состоит смысл бизнеса и как с этим связан Стив Джобс?

Событие, которое ожидалось не один месяц, произошло: легендарный Стив Джобс решил отойти от оперативного управления компанией Apple. Особых потрясений на рынке это не вызвало, разве что несколько подросли акции основных конкурентов Apple – компаний Samsung, Sony, HTC, LG и Lenovo. Тем не менее событие это, несомненно, этапное. Именно Джобс превратил любимую фанатами, но далеко не первую в списке Fortune компанию в одну из самых дорогих корпораций в мире.


Первый пример успеха Apple - вывод на рынок плеера iPod, позволивший компании опередить Sony

Если рассуждать о том, насколько закономерен этот успех, то на ум приходят два показательных примера. Первый – это история появления и феноменальной прибыльности мини-плеера iPod, за счет которого Apple опередила такого гиганта как Sony. Вообще говоря, даже странно, что продукт вроде iPod создала именно Apple, а не Sony. Японская компания была технологическим и имиджевым лидером в этом сегменте рынка с тех пор, как в 1979 году выпустила кассетный мини-плеер Walkman. Однако многолетние попытки Sony перенести успех из открытых форматов мини-кассеты и компакт-диска в форматы закрытые – фирменные Mini-Disc и Memory Stick – успехом не увенчались. Именно эти годы безуспешных попыток открыли новые возможности для конкурентов, самым удачливым из которых оказалась Apple. Характерно, что iPod Apple изначально продвигала совместно с HP. Последняя в середине 2000-х хотела выпускать собственный продукт HP Pavilion Personal Media Player совместно с Napster, а потом решила отказаться от этой идеи в позу альянса с Apple, который, впрочем, просуществовал недолго.


Японская компания была технологическим и имиджевым лидером в этом сегменте плееров с тех пор, как в 1979 году выпустила кассетный мини-плеер Walkman

Sony, как и почти все крупные компании отрасли, сильно недооценила возможности интернет. "Сетевой" Network Walkman стал пирровой победой закрытых технологий – закрытый формат записи ATRAC3, защищенный закрытой кодирующей системой OpenMG, записывался на закрытую Memory Stick, дополнительно защищенную закрытой Magic Gate. Чтобы прослушать одну музыкальную композицию из открытого формата MP3, владелец должен был потратить около пяти минут на перекодировку (вдобавок к трем минутам на собственно перезапись). Год за годом Sony выпускала целый ряд улученных и перспективных, казалось бы, новинок, но они "не шли". Во многом не только из-за собственно неудобств, но уже из-за самого имиджа – стремления компании к "закрытости" (и относительно высокой цены).

Лишь спустя пять лет после появления первого HDD-плеера Sony осознает новый тренд, и выпустит аналогичный продукт. У компании были все возможности оставаться лидером в этом сегменте, так чтобы Apple и близко не появлялась, однако японцам, по-видимому, помешало владение Sony Music и Sony Pictures (бывшая Columbia Pictures). Именно контроль над огромным контентом подталкивал руководство Sony в сторону сверхжесткой защиты авторских прав и закрытых форматов – дабы повысить доходы от своих медиа-подразделений. Но в итоге это привело к ощутимому проигрышу на основных направлениях – не только в аудио-плеерах, но и в мобильных телефонах. То есть технологическая компания поставила контроль в приоритет перед открытостью и скоростью развития. Хотя не стоит забывать, что Apple тоже не является открытой платформой…

Вторая история совсем простая. Когда недавно журналисты спросили Джобса, какие маркетинговые исследования использованы при разработке iPad, тот ответил: "Никаких. Не дело потребителей - знать, чего им хочется". Данная фраза раскрывает Джобса как действительно великого предпринимателя. Вся история развития экономики показывает, что бессмысленно спрашивать у потребителя, чего он хочет. Смысл бизнеса в том и состоит, чтобы угадать потенциальную потребность потребителя и предложить ему нечто, без чего в дальнейшем он не сможет жить. Эту "истину" любит повторять семейство Форбс, издающее одноименный журнал: если в 70-е потребителю предложить компьютер, то он бы сразу отказался, сказав "зачем, у меня ведь есть печатная машинка".

И сейчас обычный компьютер, в общем-то, всех устраивал: нажимай себе на кнопки, води мышью, массовому использованию которой нынешние пользователи опять-таки обязаны Джобсу. Но последний сделал так, что тач-скрин прочно вошел в нашу жизнь. Хотя многие и сегодня жалуются, что они быстро становятся "заляпанными" и ими неудобно пользоваться при наборе номера на мобильнике за рулем автомобиля.

У всех этих историй, связанных со стремительным распространением некоторых потребительских товаров, есть и обратная сторона: стоит задуматься о том, что человечество все чаще и чаще изобретает бесполезные маркетинговые устройства, которые отнюдь не делают нашу жизнь проще, по сути оттягивая на себя большое количество свободного времени и денег. При этом подобные вещи, взять хотя бы фаст-фуд, еще и сокращают жизнь потребляющих их обывателей. В связи с этим возникает отнюдь не бесполезный вопрос – может ли действительно полезный для миллионов людей товар оказаться еще и коммерчески суперуспешным?

Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова: Плохие дивиденды